RUS ENG
Россия, Московская область, г. Коломна
тел.: +7 (496) 615-50-04; +7 (496) 616-34-68

Памяти товарища

КБМ Коломна А. Л. Лифиц

На 68-м году ушёл из жизни начальник научно-теоретического отделения ОАО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения» Александр Львович Лифиц.

О нём говорят, что специалистов столь высокой квалификации в области динамики полёта – 5-6 в мире. Что он – один из отцов семейства переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла». Что именно Лифицу пришла в голову идея, как на опорно-пусковой установке «Джигит» осуществить залповый пуск, чтобы две ракеты, вылетевшие одновременно, не столкнулись в полёте. Он теоретически доказал, что при определённом угле расхождения траектории ракет не пересекутся, и рассчитал этот угол. Впоследствии результаты испытаний подтвердили его правоту. За рубежом так сделать не смогли, хоть и пытаются второй десяток лет.

В числе важнейших заслуг Александра Львовича – разработка и проектирование контуров управления ПЗРК методами математического и полунатурного моделирования с блоками и узлами реальной аппаратуры, выработка требований к системе управления, проведение исследований динамики полёта, научно-теоретическое руководство при разработке ПЗРК «Игла-С», ОПУ «Джигит», автоматизированной пусковой установки «Стрелец».

Он много сделал, чтобы современные ПЗРК и пусковые установки для них получили ряд важных качеств, обусловивших их лидирующие позиции в мире в этом классе вооружения. Например, чтобы «Джигит» мог стрелять, если его установить не только на ровную бетонированную площадку, но и на грунт или в кузов внедорожника. Причём, стрелять, когда автомобиль двигается, и не снижать точность попадания. При разработке автоматизированной пусковой установки «Стрелец» потребовалось не только осуществить последовательные и залповые пуски ракет, но и оснастить ею корабли, вертолёты, самоходные машины – отечественные и зарубежные. Со всеми этими и многими другими задачами возглавляемое Лифицем теоретическое отделение блестяще справилось.

Александр Львович – родом из Риги. Всю жизнь очень любил и тепло вспоминал этот город.

В 1969 году окончил Московский авиационный институт. И в школе, и в институте товарищи и преподаватели отмечали усердие молодого человека, его старательность, дисциплинированность, педантичность, системный подход. Эти качества он пронёс через всю жизнь.

Выпускника распределили в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где он попал в теоретический отдел.

Годом ранее КБМ сдало на вооружение первый отечественный переносный зенитный ракетный комплекс «Стрела-2». И сразу же приступило к созданию следующего - «Стрелы-3». Лифиц с его специальностью «Динамика полёта и управление» попал, как говорят, в струю.

Начались насыщенные событиями дни, бесконечные головоломки, расчёты с логарифмической линейкой в руках, отработка комплексов на заводе, анализ результатов, вновь расчёты и испытания, многомесячные поездки на полигон в Донгуз (Оренбургская область), где комплексы пускали в полёт, добиваясь нужных характеристик.

С первых шагов молодой инженер продемонстрировал высочайший интеллект, обширные знания во многих областях, понимание техники, великолепные аналитические способности. Он мгновенно улавливал суть проблемы, диагностировал причину неисправности и находил, как её устрантиь.

Месяцы на полигоне складывались в года. Бывало всякое. Однажды коломенцев забыли предупредить о начале стрельб у коллег, и когда послышалась канонада, везущий с позиций автомобильчик со всех «ног» улепётывал от приближающегося грохота снарядов системы залпового огня «Град». В другой раз подбитая «Иглой» радиоуправляемая мишень начала падать прямо на головы испытателей, и это стало испытанием их собственной быстроты реакции и нервной системы.

Но работа давала нужный результат, дело двигалось, и сердце наполнялось радостью.

Идеи Александра Львовича отличались смелостью и новаторством. Новшество, даже если подкреплено теорией, - всегда риск. Лифиц не боялся рисковать, отстаивал свои идеи, невзирая на чины и звания. И, надо сказать, в 99 случаях из ста жизнь подтверждала его правоту.

Таких, как он, молодых специалистов в те годы в КБМ были десятки и сотни. Развивая ракетное направление, предприятие каждый год принимало на работу по 100-120 выпускников вузов со всех концов страны. Каждый хотел продвинуться по служебной лестнице. Конкуренция была не просто жёсткая – жесточайшая. Даже шагнуть с самой маленькой должности инженера на следующую ступень – и то было непросто.

Через три года Лифиц получил должность старшего инженера, ещё через два года – ведущего инженера. И – карьерное затишье на целых 15 лет. К слову, он не рвался в начальники, а дотошно, честно, скрупулёзно делал своё дело. Затем - десять лет в должности заместителя начальника отдела, после чего, перескочив должность начальника отдела, Лифиц занял пост заместителя начальника научно теоретического отделения, а через несколько лет  – начальника НТО.

Круг задач значительно расширился. Теперь нужно было заниматься не только ПЗРК, а всей тематикой предприятия: тактическими, оперативно-тактическими, противотанковыми и другими ракетными комплексами. Но это не испугало. Работу свою Лифиц знал до тонкостей. Помимо динамики полёта освоил аэродинамику, газодинамику и другие смежные науки.

Научных проработок, практического материала ему хватило бы на несколько докторских диссертаций. Росла стопка авторских свидетельств на изобретения, количество научных статей. В последние два года вышли в свет монография (в соавторстве с генеральным директором НПК «КБМ» В. М. Кашиным) по проектированию ПЗРК и учебник для студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана (в соавторстве с В. М. Кашиным и М. И. Ефремовым). Однако вечный цейтнот не оставлял времени на диссертационное бумаготворчество.

Лифица отличала лишь ему присущая манера поведения. Очень вежливый, выдержанный, от которого никто никогда не слышал дурного слова, он являл собой великолепный образец настоящего интеллигента. Со стороны казалось, что замкнут и неоткровенен. Однако это было в корне не так. Свидетельство тому – огромное количество друзей, в том числе со всех предприятий-смежников, отношения с которыми как-то незаметно переходили из официально-рабочих в очень близкие.

Он щедро делился знаниями. Пестовал молодёжь, растил новое поколение теоретиков.

За свою деятельность получил премию Правительства РФ в области науки и техники (2009) и звание «Почётный машиностроитель РФ» (2007).

Ещё одно достижение Александра Львовича – прекрасная семья, двое обожаемых сыновей, которые стали отличными специалистами в своих профессиях и достойными людьми.

Он ушёл в полном расцвете творческих сил. У него было много идей и хороших задумок. Их предстоит реализовать той молодёжи, которую он воспитал и которая продолжит дело своего учителя.

Прощание с А. Л. Лифицем состоится в ритуальном зале ЦРБ города Коломны 12 мая 2014 г. в 10-00.

 

 

8 мая 2014